суббота, 21 июня 2025 г.

О древнем синкретизме в номинации этноса и территории его проживания

Прочная историческая связь этнонима и топонима обусловила устойчивость и распространённость, начиная с глубокой древности, такой номинации, когда один лексический факт одновременно является обозначением и местности, и народа, населяющего эту местность (ср., например, фразу из «Слова о полку Игореве»: «...Теми тресну земля, и многи страны Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела, и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша»).

В определённый период, по всей видимости, не придавалось значения тому, возникает ли этноним из топонима или топоним из этнонима. Первичное неличное имя, как можно полагать, имело двоякую функцию – этнонимическую и топонимическую, иначе – этнотопонимическую.

Для первоначальной номинации этноса и ареала его обитания существенной являлась именно нерасчленённость функции словесного факта, служившего обозначением народа и территории, территории и народа без осознания того, что же является первичным, основным, что следует поставить на первое место.

В таком аспекте одно и то же имя можно считать и нарицательным обозначением, и онимом; с одной стороны, номинацией определённого понятия, каковым является этнос, а с другой стороны, номинацией единичного в своём роде объекта – ареала, территории, области, населённого пункта.

Традиция этнотопонимического синкретизма сохранялась долго и в пережиточном состоянии дожила до наших дней, отобразившись в противоречивом подходе к сущности этнонима как нарицательного или собственного имени.

Предлагаемое объяснение древнейшей сущности этнотопонима позволяет понять, почему этнонимы, заключающие в себе обобщение и обозначающие поэтому понятие, не являются собственными именами, но традиционно рассматриваются как... онимы, так же, как этнонимика опять-таки традиционно считается частью ономастики.

При изучении этнотопонимии Беларуси анализируются как древнейшие типы этнотопонимов, в которых ощутима нерасчленённость этнонимического и топонимического значений (напр., Литва, Русь), так и этнотопонимы иных, более новых по времени типов, относящиеся не к территории вообще, а к отдельным пунктам, поселениям на данной территории…

Подробнее в источниках

© А. Ф. Рогалев. Этнические и географические названия как источник для изучения этноязыковой истории (на материале Беларуси) / Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. – Минск: Белгосуниверситет, 1996.

© А. Ф. Рогалев. Этнотопонимия Беларуси (на фоне этнической истории). – Гомель: БелАНТДИ, 1993. – 168 с.

Читаемые материалы за неделю