Прочная историческая связь этнонима и топонима
обусловила устойчивость и распространённость, начиная с глубокой древности,
такой номинации, когда один лексический факт одновременно является обозначением
и местности, и народа, населяющего эту местность (ср., например, фразу из
«Слова о полку Игореве»: «...Теми тресну
земля, и многи страны – Хинова,
Литва, Ятвязи, Деремела, и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя
подклониша»).
В определённый период, по всей видимости, не
придавалось значения тому, возникает ли этноним из топонима или топоним из
этнонима. Первичное неличное имя, как можно полагать, имело двоякую функцию –
этнонимическую и топонимическую, иначе – этнотопонимическую.
Для первоначальной номинации этноса и ареала его
обитания существенной являлась именно нерасчленённость функции словесного
факта, служившего обозначением народа и территории, территории и народа без
осознания того, что же является первичным, основным, что следует поставить на
первое место.
В таком аспекте одно и то же имя можно считать и
нарицательным обозначением, и онимом; с одной стороны, номинацией определённого
понятия, каковым является этнос, а с другой стороны, номинацией единичного в
своём роде объекта – ареала, территории, области, населённого пункта.
Традиция этнотопонимического синкретизма сохранялась
долго и в пережиточном состоянии дожила до наших дней, отобразившись в
противоречивом подходе к сущности этнонима как нарицательного или собственного
имени.
Предлагаемое объяснение древнейшей сущности
этнотопонима позволяет понять, почему этнонимы, заключающие в себе обобщение и
обозначающие поэтому понятие, не являются собственными именами, но традиционно
рассматриваются как... онимы, так же, как этнонимика опять-таки традиционно
считается частью ономастики.
При изучении этнотопонимии Беларуси анализируются как
древнейшие типы этнотопонимов, в которых ощутима нерасчленённость
этнонимического и топонимического значений (напр., Литва, Русь), так и
этнотопонимы иных, более новых по времени типов, относящиеся не к территории
вообще, а к отдельным пунктам, поселениям на данной территории…
Подробнее в источниках
© А. Ф.
Рогалев. Этнические и географические названия как источник для изучения
этноязыковой истории (на материале Беларуси) / Диссертация на соискание учёной
степени доктора филологических наук. – Минск: Белгосуниверситет, 1996.
© А. Ф.
Рогалев. Этнотопонимия Беларуси (на фоне этнической истории). – Гомель:
БелАНТДИ, 1993. – 168 с.