воскресенье, 13 июля 2025 г.

Рассуждения по теме «Кий и Киев»

Антропоним Кий проще всего связать со словом кий – «посох, трость, жезл»; «палка, дубина, палица»; «костыль» (южные и западные русские говоры); «толкач, пест» (северные и сибирские русские говоры) (В. И. Даль).

И такое сопоставление будет правильным, если принимать во внимание мирское имя Кий (А. И. Баженова. Славян родные имена. М.: Ладога-100, 2006. С. 210) и образованную на его основе фамилию Кий, которая изредка, но встречается, например, в Гомеле.

Имя Кий, как и многие другие мирские имена славян, в прошлом имело мифологическую и даже сакральную подоснову, поскольку посох (жезл) являлся символом магической силы, власти, могущества, а также страннической жизни.

Но такое объяснение не подходит в полной мере для имени Кий, которое носил легендарный основатель стольного города Киева.

Ведь три брата «сидели» каждый на своей горе и олицетворяли эти горы, которые были древними культовыми местами. Более того, своими именами они связывались с соответствующими горами. Об этом прямо говорит летописец, по крайней мере, применительно к горе Щековица и горе Хоривица. Поэтому имя Кий никак не может быть объяснено только посредством слова кий с указанными выше значениями.

Мы считаем это сопоставление результатом переосмысления первоначального имени, и само переосмысление было обусловлено тем, что Кий как старший брат являлся первым правителем города, а правитель всегда воспринимается как человек, держащий некий царский посох или жезл как символ власти.

Поэтому возвратимся к теме киевских гор, поскольку именно в таком контексте, на наш взгляд, и следует искать объяснение исторических антропонимов Кий, Щек и Хорив.

Подробно

© А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимика и топонимика. Материалы. – Гомель: Велагор, 2023. – 273 с.

Читаемые материалы за неделю