Антропоним Кий
проще всего связать со словом кий –
«посох, трость, жезл»; «палка, дубина, палица»; «костыль» (южные и западные
русские говоры); «толкач, пест» (северные и сибирские русские говоры) (В. И.
Даль).
И такое сопоставление будет правильным, если
принимать во внимание мирское имя Кий (А.
И. Баженова. Славян родные имена. М.: Ладога-100, 2006. С. 210) и образованную
на его основе фамилию Кий, которая
изредка, но встречается, например, в Гомеле.
Имя Кий,
как и многие другие мирские имена славян, в прошлом имело мифологическую и даже
сакральную подоснову, поскольку посох (жезл) являлся символом магической силы,
власти, могущества, а также страннической жизни.
Но такое объяснение не подходит в полной мере для
имени Кий, которое носил легендарный
основатель стольного города Киева.
Ведь три брата «сидели» каждый на своей горе и
олицетворяли эти горы, которые были древними культовыми местами. Более того,
своими именами они связывались с соответствующими горами. Об этом прямо говорит
летописец, по крайней мере, применительно к горе Щековица и горе Хоривица.
Поэтому имя Кий никак не может быть
объяснено только посредством слова кий
с указанными выше значениями.
Мы считаем это сопоставление результатом
переосмысления первоначального имени, и само переосмысление было обусловлено
тем, что Кий как старший брат являлся первым правителем города, а правитель
всегда воспринимается как человек, держащий некий царский посох или жезл как
символ власти.
Поэтому возвратимся к теме киевских гор, поскольку
именно в таком контексте, на наш взгляд, и следует искать объяснение
исторических антропонимов Кий, Щек и Хорив.
© А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимика и топонимика. Материалы. –
Гомель: Велагор, 2023. – 273 с.