пятница, 20 сентября 2024 г.

Географические названия, связанные с археологическими памятниками. Общие сведения. Практические задания

Люди не всегда правильно осмысляли происхождение археологических памятников, к которым относятся курганы, городища, культовые камни, места селищ разных эпох, а также стоянки каменного и бронзового веков, но знали, что они остались от предков.

Поэтому из поколения в поколение передавался негласный запрет на повреждение и тем более уничтожение древностей.

Ещё в начале XX века фиксировались случаи украшения курганов зеленью и вождение вокруг них хороводов. В день Радуницы на курганах, как и на новых кладбищах, нередко происходили одни и те же обрядовые действия.

При раскопках курганов археологи фиксируют следы тризн разных столетий и даже поздние захоронения, причём порой даже несколько захоронений одно над другим. Известны случаи, когда на курганных группах устраивались современные кладбища.

В Беларуси насчитывается более шести тысяч курганных могильников, а также известно немало бескурганных (грунтовых) захоронений разных эпох (ранних – по обряду трупосожжения, поздних – по обряду трупоположения). Курганы, кстати, известны на всех континентах, кроме Австралии.

Большинство курганных могильников на восточнославянских землях относятся к концу I – началу II тысячелетия новой эры. Обычно в курганных комплексах насчитывается от десяти до ста насыпей. Есть также единичные курганы и захоронения из двух курганов.

Городищами называются места укреплённых поселений и остатки таких поселений. Жизнь на городищах продолжалась примерно с VII века до новой эры и вплоть до  IIIIV веков новой эры. Общее число обнаруженных археологами мест укреплённых поселений на территории Беларуси – более полутора тысяч.

С курганами, городищами и другими археологическими памятниками нередко связаны предания и обязательно разнообразные названия. Некоторые микротопонимы прямо или косвенно указывают на время их появления.

Так, на территории Беларуси есть восемь городищ с метафорическим названием Талерка (Тарелка). Сочетание валов и рвов вокруг этих объектов напоминает тарелку. Немецкое же по происхождению слово тарелка (по-белорусски – талерка) стало употребляться на территории Беларуси не ранее XVI века. Соответственно датируется и микротопоним Талерка (Тарелка).

Предания об археологических объектах отображают народное видение и восприятие реалий. В художественной форме чаще всего мифологизируются события давних войн, в частности, русско-шведской войны начала XVIII века и Отечественной войны 1812 года. Сохраняются в легендарной памяти и набеги крымских татар в XVXVI веках. Концентрированным выражением таких преданий являются соответствующие микротопонимы.

В каждую эпоху, по-видимому, существует определенная мотивационная база для объяснения древних рукотворных объектов и для конкретной их номинации. В современном белорусском языке есть, например, выражение за дзядамі-шведамі в значении «очень давно».

Однако в XVIII веке городища и курганные могильники, которые сейчас носят названия Шведские Могилы, Шведские Копцы, Шведская Гора или Курганы Петра Первого, назывались как-нибудь иначе, в связи с иными событиями и ещё более давними для нашего времени войнами.

Аналогично можно понимать и такие названия, как Татарское Кладбище, Татарские Могилы, Французские Могилы, Наполеоновские Копцы, Наполеоновские Могилы, Наполеоновские Волотовки, Татарская Гора, Шведский Вал, Французская Гора.

Интересно, что название Шведские Окопы связывается в некоторых местностях даже со стоянками каменного и бронзового веков.

Можно предположить, что названия курганов типа Татарина, Турецкие Могилы, Крыжацкие Могилы, Еврейские Могилы и т. п. имели не какое-то конкретное, а обобщённое значение «не наши, чужие захоронения».

Самым распространённым названием мест неукреплённых поселений раннего железного века (VIIVI века до новой эры – IV век новой эры) является Селище, а мест поселений эпохи феодализма (с IX века новой эры) – Старое Село, Староселье, Церковище, Посадское или Посадские.

Заметим, что микротопоним Селище является частотным и применительно к городищам, поскольку этот тип поселений получил наибольшее распространение именно в раннем железном веке.

На территории Беларуси известно более трёхсот культовых валунов. Многие из них считаются лечебными. Самыми распространёнными являются камни-следовики. На них есть выемки, напоминающие следы человека или каких-нибудь животных – оленя, зайца, медведя, лисы, волка, быка. В большинстве случаев выемки представляют собой естественные углубления на камне, но иногда они сделаны специально. Часто такие «следы» считаются божественными.

Камни издавна считались одним из символов матери-земли. Люди были уверены, что в камнях накапливается земная энергия. Поэтому камни, особенно валуны, наделялись магической силой. Они посвящались конкретным божествам и считались местом их присутствия. Впоследствии камни послужили основой алтарей. В Древней Руси одним из самых достойных деяний была перестройка деревянной церкви в каменную.

Сакральность камней связана также с представлением о том, что в них воплощаются души предков. Камни обеспечивали мыслимую связь между живыми и умершими. Именно этим обусловлен обычай у разных народов оставлять память в истории посредством возведения каменного сооружения.

В Беларуси некоторые культовые валуны сохраняют названия языческой эпохи, например,  Дажбогов камень (деревня Кременец Логойского района Минской области), Волос (деревня Крыжовка Минского района), Перун (деревня Попелы Глыбокский район).

После принятия христианства на смену старым названиям некоторых сакральных камней пришли новые: След Христа, След Богородицы, След Богородицы с младенцем, Стопа Богоматери, След Ангела, След Святого Николая и т. п.

Некоторые из названий (Божий Камень, Святой Камень, Божья Ножка, Божья Стопка, Божий Следок, След Божий) могли возникнуть в глубокой древности и остались актуальными в новое время, претерпев определённое переосмысление.

Как видим, микротопонимам, которые служат для обозначения археологических объектов (как и микротопонимии в целом), свойственны подвижность, изменчивость во времени и подчинённость взглядам и представлениям живущего поколения.

Тем не менее микротопонимическая система при условии преемственности населения в той или иной местности никогда не меняется сразу и полностью и обязательно отображает в какой-либо своей части коллективную память многих поколений.

Среди преобладающих новых и семантически «прозрачных» обозначений всегда остаются названия с глубоким культурно-историческим подтекстом. Такие микротопонимы функционируют как словесные знаки без видимого плана содержания. По крайней мере, «законсервированная» в них информация не осмысляется современными носителями географических имён. 

Вопросы и задания 

● Какие из городищ, судя по их названиям, имели культовый характер?

Золотая Гора, Казацкий Стан, Чёрная Гора, Божья Хвала, Боярский Бугор, Попов Городец, Костяная Гора, Солдатова Гора, Бесова Гора, Польская Гора, Божий Бор, Чёртов Городец (Чёртова Гора), Девичья Гора, Селище, Вышний Город? 

Постарайтесь отыскать мотивационную основу в остальных микротопонимах.

● Почему названия Церковище, Костёл, Звонница, Монастырь, Никольская Гора, Спасская Гора и т. п., имеющие непосредственное отношение к христианству и христианской церкви, использовались для обозначения древних рукотворных объектов, какими являлись городища?

Подумайте, о каких старых и новых реалиях, связанных с городищами, может идти речь в данном случае?

Почему в преданиях, связанных с названием Церковище, рассказывается о провалившейся церкви?

● Укажите микротопонимы, которые свидетельствуют о том, что на местах стоянок каменного и бронзового веков могут быть также археологические древности последующих эпох. 

Осовец, Аврамом Бугор, Боровица, Борисова Гора, Бабулин Бугор, Бочечки, Берёзовая Гряда, Витовт, Остров, Высокая Грива, Гончаровка, Городище, Городок, Горка, Дворец, Дёмкина Грива, Дивинские Горы, Дивинские Пески, Дубравка, Завалье, Замчище, Козелец, Королёв Остров, Кощеево, Ключиха, Красная Горка, Круглица, Крыжи, Курган, Курганье, Липовый Бугор, Литовский Берег, Ляды, Могилица, Мельникова Грива, Подлужье, Подселица, Попова Грива, Печище, Пристань, Рубанов Курган, Селище, Старое Однополье, Старое Село, Сельцо, Туровщина, Узлужье, Федоткина Гора, Хвойник, Церковище, Цыганский Бугор.

Почему в некоторых названиях отображены мужские имена, фамилии или указание на профессию?

● Какие из приведённых названий городищ прямо или косвенно свидетельствуют о прямом назначении этих сооружений?

Благодать, Солдатская Слобода, Дубовое, Дворец, Окоп(ы), Окопище, Гора, Гора Высокая, Лысая Гора, Город, Городница, Военный Городок, Острог, Змеева Гора, Груда, Дворище, Копище, Узгорский Замок, Жовнерово, Янова Гора, Батарея, Дымокуры, Копьё, Крем-Город, Царские Ворота?

● Более десяти огромных камней на территории Беларуси носят название Кравец («портной»). По преданиям, эти камни шили одежду и обувь. Но потом их оскорбили, и они перестали шить.

Есть камни, которые считаются окаменелыми домами портных или сапожников. Дома окаменели потому, что их обитатели работали на Пасху.

Свяжите представления о камнях, символику шитья («верчения, кручения нити») и объясните мифологическую основу микротопонима Кравец.

● С единичным курганом связаны названия Княжья Могила, Княжья Гора, Волотова Могила и Капитановка, а захоронения из двух курганов часто носят такие названия – Княгинки, Князевы Горы, Побединец. Можно ли понимать такие микротопонимы в прямом смысле?

● Некоторые названия сакральных камней, в том числе и камней-следовиков, составляют характерную оппозицию: Божий КаменьЧёртов Камень, След БожийСлед Чёрта (След Дьявола, Чёртова Ступня). Как вы объясните разное восприятие формально однотипных объектов? Постарайтесь найти для указанных микротопонимов культурно-историческую мотивацию.

● Вам встретились следующие названия городищ: Гулебщина, Игрище, Погулянка. Как вы объясните эти микротопонимы? Можно ли объединить их в определённую тематическую группу?

● Означает ли название курганов Китайские Могилы то, что в них похоронены китайцы? В каком смысле, на ваш взгляд, следует понимать определение Китайские в этом микротопониме?

● Объясните названия курганных могильников:

а) Дедовка, Дедное, Дедовские Могилы;

б) Старые Кладки, Давние Могилы, Старина;

в) Дудки, Трель, Цимбалы, Гуслище, Хороводица, Пивница;

г) Курганы, Курганье, Курганник, Могильница, Могилки, Сопки, Сопицы, Бугорки, Бугор, Горки, Гурбаны, Копцы, Высокие Могилы, Коповище, Погребище, Рвы, Ямище;

д) Борок, Бор, Боровая, Боровинка, Боровое Болото, Берёзовик, Гай, Дубовина, Дубище, Дубовицы, Дубняк, Дубок, Дубки, Копаная Ель, Сутоки, Болото, Хвойники, Мостище.

Что объединяет микротопонимы, входящие в каждую из пяти групп? Чем названия первых двух групп отличаются друг от друга?

● Когда и под влиянием каких событий могли появиться указанные далее названия древних городищ и курганов? Назовите примерную дату (год, десятилетие, век, исторический период). Определите, с какой исторической личностью связаны некоторые из микротопонимов. Для выполнения задания используйте справочную литературу или опирайтесь на собственные знания по истории.

Городища: Окопы Катерины, Катина Гора, Гаштольдова Гора, она же Кальвинщина, Германы, Турецкая Гора, Замок Голицына, Овидиева Гора, Городище князя Корсака, Литовская Гора, Московкины Горы, Петровский Вал, Елизаветина Гора, она же – Карловка.

Курганные могильники: Крыжацкие Могилы, Австрийские Могилы, Японские Могилы, Саксонские Могилы, Суворовские Могилы, Турецкий Могильник, Турецкие Могилы, Турецкий Хвойник, Витов Лог, Батуровщина (Батура – это белорусский народный вариант антропонима Баторий), Ляховка, Панские Могилы, Московские Могилы, Николаевские Могилы, Чумное Кладбище, Катеринин Курган, Окоп Катерины, Аленина Могила, Могилы жрецов-кривейтов.

● Проанализируйте перечисленные ниже названия культовых камней. Какие из микротопонимов имеют явную мифологическую основу, а в каких отображены исторические события или психологическое восприятие соответствующих объектов?

Ужиный Камень, Быки, Волот (Волоты), Великий Камень, Девичий Камень, Девичий След, Камень Наполеона, Князь-Камень, След Волотовны.

● Достаточно распространённым названием городищ является Пристань. Как вы думаете, что представляли собой в древневосточнославянский период соответствующие городища? Чем могло быть обусловлено появление такого микротопонима?

● Как понять, что микротопоним Селище, который часто используется для указания на места древних неукреплённых поселений, и микротопонимы Городок, Городинка, Городище, обычные при обозначении остатков былых городищ, в некоторых местностях связаны с курганными могильниками?

Почему микротопонимы Могилы, Могилицы, Голодные Могилки, Братские Могилы, Курган иногда служат для наименования городищ?

Как называется способ номинации, который использован в таких случаях?

● Слово зáмок (от замόк, замыкать) появилось в белорусском языке (из польского) примерно в XIV веке и понималось в двух основных значениях: 1) «комплекс оборонительных сооружений; жилые, военные и хозяйственные строения, обнесённые линией укреплений из земли, дерева и камня»; 2) «жильё феодала эпохи средневековья».

Прокомментируйте в связи с этой информацией названия городищ Замок, Замковка, Замковая Гора, Замчище, Замковище. О чём свидетельствуют такие микротопонимы? Имеют ли они какую-либо связь с дофеодальной эпохой?

● Определите, какие микротопонимы являются обозначениями не столько самих селищ разных исторических эпох, сколько урочищ и местностей, где расположены селища.

Аржище, Болонье, Борочек, Борки, Горка, Остров, Острая Гора, Устье, Великая Ляховица, Гай, Городище, Городок, Груд, Гребелька, Дворец, Завалы, Замок, Зáмочек, Игрище, Камень, Нива, Печище, Поле, Щитковица.

● Среди названий городищ есть такие – Бориславль-Городок, Киян-Город, Остров-Городок, Мстибов Городок, Туринский Городок, Турьева Гора, Княжья Гора, Окунь-Гора, Соколья Гора, Паненская Гора, Синяя Гора, Каменная Гора, Княжеское, Боярщина.

О чём может свидетельствовать первая часть неоднословных микротопонимов? Рассмотрите указанные названия в структурно-словообразовательном аспекте.

© А. Ф. Рогалев. Географические названия в калейдоскопе времён. – Гомель: Велагор, 2024. – 650 с.

Читаемые материалы за неделю