четверг, 22 мая 2025 г.

Географические названия Марово озеро, Тршеба (территория Чехии)

В окрестностях чешского города Острава есть место, которое характеризуется как гиблое. Лесные деревья здесь изогнуты и как бы перекручены, а верхушки их словно сбиты или срезаны.

Нередки здесь яркие ночные свечения и сполохи. Над землёй иногда стелется туман оранжевого цвета.

Вблизи этого места находится деревня Тршеба, а центром аномального участка территории можно считать озеро Марово. По преданию, в озере живёт Мара, девушка, которая когда-то бросилась в воду, не желая принадлежать местному князю.

Подобные предания известны в разных частях славянского культурно-языкового ареала.  Их мы считаем модификациями более древних сюжетов, в которых некие астральные существа, хранительницы или хозяйки водных объектов, выходили из водоёмов и представали перед людьми в облике то маленькой девочки, то красивой девушки. Их могли принимать за утопленниц. 

Водная среда, как известно, способствует открытию порталов между различными измерениями и планами бытия. 

Не исключено и то, что существующие ныне предания сложились путём контаминации двух разных сюжетов – во-первых, о хозяйке водоёма, а во-вторых, о жертвоприношениях девушек обитателям параллельного пространства.

В Маровом озере вода тёмная и холодная, нет жизни, а дно, по уверениям жителей Тршебы, даже не просматривается – его попросту нет.

Рядом – ещё один водоём, бывшее озеро, ставшее болотом, но сохранившее своё старое название – Бесово

Название – вполне говорящее и подтверждающее общий вывод об отрицательном «месте силы», или геопатогенном участке территории около деревни Тршеба.

На небольшом возвышении у берега озера обнаружены остатки капища богини Мары. Здесь же – два культовых камня, считающиеся «чёртовыми».

Кто такая Мара, от имени которой образовано название Марова озера?

Богиня Мара являлась у разных групп славян богиней земли, плодородия, деторождения, но одновременно и богиней смерти.

Противоречия в этом нет: архетипы жизни и смерти нельзя рассматривать как противоположности, а нужно воспринимать как два проявления одной и той гениальной мысли Творца.

Богиня Мара не была доброй, но не была и злой. Она управляла установленным свыше, и наши далёкие предки принимали это как должное.

В русских волшебных сказках богиня Мара представлена в образе воительницы Марьи Моревны.

Символами Мары были чёрная Луна и серп, которым она подрезала нити жизни. Этимологически имя Мара сопоставимо со словами морсмертьмарево, санскритским словом maras («уничтожение»), но и с латинским словом amore («любовь»). 

Мара была хозяйкой жизни: она обеспечивала плодородие и рождаемость, она же управляла и смертью. Но смерть, которую несла Мара, не была полным прерыванием токов жизни, а лишь переходом в инобытие, началом нового этапа вечной эволюции жизни, то есть смертью не уничтожающей, а рождающей.

Капища в честь богини Мары устраивались на речных берегах и на возвышенных местах у кромки леса вблизи селений, но всегда в мощных «местах силы».

Наконец, название деревни Тршеба сопоставимо со старинным словом тре́ба («кормление и почитание предков в особые дни», «жертвоприношение божеству»). Место, где приносились требы, называлось тре́бищем

Таковым в анализируемом случае можно считать место у Марова озера, где лежат два культовых камня, кстати, отполированных и гладких, по-видимому, для принесения требы.

© А. Ф. Рогалев. Общая топонимика. Происхождение географических названий. – Гомель: Велагор, 2020. – 720 c.

Читаемые материалы за неделю