В
окрестностях чешского города Острава есть место, которое характеризуется как
гиблое. Лесные деревья здесь изогнуты и как бы перекручены, а верхушки их
словно сбиты или срезаны.
Нередки
здесь яркие ночные свечения и сполохи. Над землёй иногда стелется туман
оранжевого цвета.
Вблизи этого
места находится деревня Тршеба, а центром аномального участка территории можно
считать озеро Марово. По преданию, в озере живёт Мара, девушка, которая
когда-то бросилась в воду, не желая принадлежать местному князю.
Подобные
предания известны в разных частях славянского культурно-языкового ареала.
Их мы считаем модификациями более древних сюжетов, в которых некие
астральные существа, хранительницы или хозяйки водных объектов, выходили из
водоёмов и представали перед людьми в облике то маленькой девочки, то красивой
девушки. Их могли принимать за утопленниц.
Водная среда,
как известно, способствует открытию порталов между различными измерениями и
планами бытия.
Не исключено
и то, что существующие ныне предания сложились путём контаминации двух разных
сюжетов – во-первых, о хозяйке водоёма, а во-вторых, о жертвоприношениях
девушек обитателям параллельного пространства.
В Маровом
озере вода тёмная и холодная, нет жизни, а дно, по уверениям жителей Тршебы,
даже не просматривается – его попросту нет.
Рядом – ещё
один водоём, бывшее озеро, ставшее болотом, но сохранившее своё старое название
– Бесово.
Название – вполне
говорящее и подтверждающее общий вывод об отрицательном «месте силы», или
геопатогенном участке территории около деревни Тршеба.
На небольшом
возвышении у берега озера обнаружены остатки капища богини Мары. Здесь же – два
культовых камня, считающиеся «чёртовыми».
Кто такая
Мара, от имени которой образовано название Марова озера?
Богиня Мара являлась
у разных групп славян богиней земли, плодородия, деторождения, но одновременно
и богиней смерти.
Противоречия
в этом нет: архетипы жизни и смерти нельзя рассматривать как противоположности,
а нужно воспринимать как два проявления одной и той гениальной мысли Творца.
Богиня Мара
не была доброй, но не была и злой. Она управляла установленным свыше, и наши
далёкие предки принимали это как должное.
В русских
волшебных сказках богиня Мара представлена в образе воительницы Марьи Моревны.
Символами
Мары были чёрная Луна и серп, которым она подрезала нити жизни. Этимологически
имя Мара сопоставимо со словами мор, смерть, марево,
санскритским словом maras («уничтожение»), но и с латинским
словом amore («любовь»).
Мара была
хозяйкой жизни: она обеспечивала плодородие и рождаемость, она же управляла и
смертью. Но смерть, которую несла Мара, не была полным прерыванием токов жизни,
а лишь переходом в инобытие, началом нового этапа вечной эволюции жизни, то
есть смертью не уничтожающей, а рождающей.
Капища в
честь богини Мары устраивались на речных берегах и на возвышенных местах у
кромки леса вблизи селений, но всегда в мощных «местах силы».
Наконец,
название деревни Тршеба сопоставимо со старинным словом тре́ба («кормление
и почитание предков в особые дни», «жертвоприношение божеству»). Место, где
приносились требы, называлось тре́бищем.
Таковым в
анализируемом случае можно считать место у Марова озера, где лежат два
культовых камня, кстати, отполированных и гладких, по-видимому, для принесения
требы.
© А. Ф. Рогалев. Общая топонимика. Происхождение
географических названий. – Гомель: Велагор, 2020. – 720 c.