четверг, 22 мая 2025 г.

Географические названия Демерджи-яйла. Фуна. Долина привидений

Название Демерджи-яйла (Демирджи-яйла), в переводе с крымскотатарского языка означающее «кузнец» + «горное пастбище», относится к горному массиву в Крыму, в районе Алушты.

В средние века главная вершина горного массива носила название Фуна, что по-гречески означает «дымящаяся». Тюркское обозначение Демерджи («кузнец») связано с восприятием и переосмыслением предшествовавшего наименования: «дымящаяся гора» – «кузница, от очага которой (горна) исходит дым» – «место обитания кузнеца» – «кузнец».

Название Фуна относилось также к средневековой крепости, основанной у подножия горы примерно в XIIXV веках правителями княжества Феодоро (Готия), которое располагалось на юго-западе Крыма и было населено крымскими готами, греками и аланами.

С горным массивом Демерджи-яйла связана и так называемая Долина привидений, где вертикально стоят большие камни, подобные на изваяния. Когда солнце начинает опускаться за горизонт, солнечные лучи падают на эти камни и создают необычные тени, удивительным образом, подобно привидениям, перемещающиеся во все стороны. Гора Демерджи при этом окрашивается в разные цвета.

Когда же вершину горы окутывают облака, они также создают на ней иллюзию дымящегося источника, и ещё более усиливают ощущение присутствия чего-то или кого-то потустороннего.

На эту оптическую мозаику съезжаются посмотреть туристы из разных уголков мира и просто любители мистики. Это же объясняет как название Фуна («дымящаяся»), так и наименование Долина привидений. Что можно сказать по этому поводу?

На Земле существует множество неописуемых по красоте пейзажей. Все они разнообразны, созданы и существуют, как в последнее время всё чаще считается, в материализованной голографической проекции, к тому же копируют реалии разных иных миров и служат одной цели — развитию нынешней человеческой цивилизации посредством получения всевозможных впечатлений, то есть на эмоциональной основе. Для сравнения отметим, что развитие четвёртой цивилизации на Земле, атлантидской, осуществлялось на ментальной основе.

Возвратимся к названию Демерджи. Согласно легенде, пришлые кочевники создали на «дымящейся» горе кузницы, где стали ковать оружие. С местными жителями кочевники обходились жестоко – даже сжигали в кузнечных печах недовольных тем, что кузнечное дело нарушало природный баланс вокруг горы.

Когда же на горе была убита одна из лучших и самых смелых местных девушек, сама гора не выдержала такого злодейства, дрогнула, затем разверзлась земля, и кузница с кузнецами ушли под землю.

После этого на склоне горы появились причудливые каменные изваяния, а на горной вершине образовалась скала, своими очертаниями похожая на женскую голову. Она напоминала всем о девушке из местного населения – последней жертве жестоким кузнецам. 

Ремесло кузнецов всегда во всех этнических культурах наделялось сакральным статусом, а сами кузнецы нередко демонизировались и считались посредниками между миром людей и потусторонними мирами. Скорее всего, на горе Демерджи в далёком прошлом существовало какое-то святилище, служители которого (жрецы) с течением времени трансформировались в кузнецов.

Что касается отображённого в легенде мотива смерти, то не исключено, что на демерджинском святилище совершались человеческие жертвоприношения, а жертвами выступали в том числе и девушки, рассматривавшиеся как «невесты» для божества горы.

© А. Ф. Рогалев. Географические названия. Очерки по общей топонимике. – Гомель: Велагор, 2019. – 670 с.

Читаемые материалы за неделю