Название Демерджи-яйла (Демирджи-яйла), в переводе с крымскотатарского
языка означающее «кузнец» + «горное пастбище», относится к горному массиву в
Крыму, в районе Алушты.
В средние века главная вершина горного массива носила название Фуна, что по-гречески означает
«дымящаяся». Тюркское обозначение Демерджи
(«кузнец») связано с восприятием и переосмыслением предшествовавшего
наименования: «дымящаяся гора» – «кузница, от очага которой (горна) исходит
дым» – «место обитания кузнеца» – «кузнец».
Название Фуна относилось также
к средневековой крепости, основанной у подножия горы примерно в XII–XV веках правителями княжества Феодоро (Готия), которое располагалось на
юго-западе Крыма и было населено крымскими готами, греками и аланами.
С горным
массивом Демерджи-яйла связана и так называемая Долина привидений, где
вертикально стоят большие камни, подобные на изваяния. Когда солнце начинает опускаться за горизонт, солнечные лучи падают на
эти камни и создают необычные тени, удивительным образом, подобно привидениям,
перемещающиеся во все стороны. Гора Демерджи при этом окрашивается в разные
цвета.
Когда же вершину горы окутывают облака, они также создают на ней иллюзию
дымящегося источника, и ещё более усиливают ощущение присутствия чего-то или
кого-то потустороннего.
На эту оптическую мозаику съезжаются посмотреть туристы из разных
уголков мира и просто любители мистики. Это же объясняет как название Фуна («дымящаяся»), так и наименование Долина привидений. Что можно сказать по этому поводу?
На Земле существует
множество неописуемых по красоте пейзажей. Все они разнообразны, созданы и
существуют, как в последнее время всё чаще считается, в материализованной
голографической проекции, к тому же копируют реалии разных иных миров и служат
одной цели — развитию нынешней человеческой цивилизации посредством получения
всевозможных впечатлений, то есть на эмоциональной основе. Для сравнения
отметим, что развитие четвёртой цивилизации на Земле, атлантидской,
осуществлялось на ментальной основе.
Возвратимся
к названию Демерджи. Согласно
легенде, пришлые кочевники создали на «дымящейся» горе кузницы, где стали
ковать оружие. С местными жителями кочевники обходились жестоко – даже сжигали
в кузнечных печах недовольных тем, что кузнечное дело нарушало природный баланс
вокруг горы.
Когда же
на горе была убита одна из лучших и самых смелых местных девушек, сама гора не
выдержала такого злодейства, дрогнула, затем разверзлась земля, и кузница с
кузнецами ушли под землю.
После
этого на склоне горы появились причудливые каменные изваяния, а на горной
вершине образовалась скала, своими очертаниями похожая на женскую голову. Она
напоминала всем о девушке из местного населения – последней жертве жестоким
кузнецам.
Ремесло
кузнецов всегда во всех этнических культурах наделялось сакральным статусом, а
сами кузнецы нередко демонизировались и считались посредниками между миром
людей и потусторонними мирами. Скорее всего, на горе Демерджи в далёком прошлом
существовало какое-то святилище, служители которого (жрецы) с течением времени
трансформировались в кузнецов.
Что
касается отображённого в легенде мотива смерти, то не исключено, что на
демерджинском святилище совершались человеческие жертвоприношения, а жертвами
выступали в том числе и девушки, рассматривавшиеся как «невесты» для божества
горы.
© А. Ф. Рогалев. Географические
названия. Очерки по общей топонимике. – Гомель: Велагор, 2019. – 670 с.